ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ

ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ
ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ.
Базисная категория методики, определяющая стратегию обучения языку и выбор метода обучения, реализующего такую стратегию; представляет собой точку зрения на сущность предмета, которому надо обучать. Выступает как самая общая методологическая основа исследования в конкретной области знаний (Бим, 1988). Методы обучения реализуют тот или иной подход, являясь, таким образом, тактической моделью процесса обучения. В методике преподавания иностранных языков не существует единой классификации П. к о. Так, М. В. Ляховицкий называет четыре общих П. к о. иностранным языкам, определяемых с позиции психологии овладения языком:
1) бихевиористский подход (овладение языком путем образования речевых автоматизмов в ответ на предъявляемые стимулы);
2) индуктивно-сознательный подход (овладение языком путем наблюдения за речевыми образцами; в процессе такого наблюдения усваиваются языковые правила и способы их употребления в речи);
3) познавательный (когнитивный) подход (сознательное овладение языком в последовательности от знаний в виде правил и инструкций к речевым навыкам и умениям на основе усвоенных знаний);
4) интегрированный подход (предусматривается органическое соединение сознательных и подсознательных компонентов в процессе обучения, что способствует параллельному овладению знаниями и речевыми навыками и умениями) (Ляховицкий, 1981). Выделяются разные П. к о. иностранным языкам на основе учета большого числа факторов, в том числе и лингвистических (Вятютнев, 1984). Заслуживает внимания классификация П. к о. с позиции объекта обучения: направленность обучения на овладение языком (языковой подход), речью (речевой подход), речевой деятельностью (речедеятельностный, или коммуникативно-деятельностный, подход) (Зимняя, 1985). Последний подход, для которого характерен акцент в обучении на речевую деятельность и овладение языком как средством общения, считается оптимальным и рассматривается в качестве теоретической базы построения современной системы обучения неродному языку.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. . 2009.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ" в других словарях:

  • Интегративный подход к обучению — принцип восстановления естественной целостности познавательного процесса на основе установления связей и отношений между искусственно разделенными компонентами педагогического процесса. Интегративный подход используется при формировании… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Подходы к обучению — акустический подход, аппроксимация, бихевиористский подход, дедуктивный подход, деятельностный подход, дифференцированный подход, имплицитный подход, индивидуальный подход, индуктивный подход, интегративный подход, интегрированный подход,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД — ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД. Подход к обучению языку, основанный на взаимосвязанном формировании умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме. В отечественной методике этот подход соотносится с понятием «принцип… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ИНДУКТИВНЫЙ ПОДХОД — ИНДУКТИВНЫЙ ПОДХОД. Подход к обучению языку, который опирается на индукцию – вид умозаключения от частного к общему. Предусматривается путь от знакомства с употреблением лексико грамматических единиц в речи с последующим обобщением материала в… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД — ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД. Подход к обучению, разработанный на основе когнитивной психологии. Возник в противовес бихевиористскому подходу. Его авторами считаются Дж. Брунер и В. Риверс (Rivers, 1989). В основе изучения языка в рамках этого подхода… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • БИХЕВИОРИСТСКИЙ ПОДХОД — БИХЕВИОРИСТСКИЙ ПОДХОД. Подход к обучению, сводящий усвоение речи к предъявляемым реакциям на стимулы и ставящий во главу угла формирование навыков путем многократного механического повторения языкового и речевого материала. См. также бихевиоризм …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ДЕДУКТИВНЫЙ ПОДХОД — ДЕДУКТИВНЫЙ ПОДХОД. Подход к обучению языку, который опирается на дедукцию – вид умозаключения от общего к частному. Предусматривает объяснение правил с последующей тренировкой, ведущей к формированию навыков и закреплению приобретенных знаний. Д …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД — (англ. cognitive approach). Подход к обучению, основанный на положениях когнитивной психологии и предусматривающий в процессе обучения опору на принцип сознательности, учет различных когнитивных стилей, характерных для учащихся конкретной учебной …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ЦЕНТРИРОВАННЫЙ НА УЧЕНИКЕ ПОДХОД — (англ. student centred approach). Подход к обучению, получивший широкое распространение в зарубежной методике и педагогике за последние годы и заключающийся в максимальной передаче в процессе занятий инициативы самому учащемуся. Предполагает… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД — КОММУНИКАТИВНО ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД. Современный подход к обучению, рассматриваемый в качестве теоретической базы построения системы обучения неродному языку. Основы К. д. п. были заложены в трудах психологов С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»